Процесс движения горючей смеси и отработанных газов в цилиндрах двигателя зависит от сплоченной работы механизма клапанов, распредвала и привода. Синхронизированное вращение последнего с коленвалом реализуется с помощью ремня (цепи) ГРМ. Обрыв, ослабление, проскальзывание грозят высокофорсированному мотору неприятностями.
В целях профилактики износа производителем предусмотрена периодичная замена ремня ГРМ. Частичная разборка и снятие ГРМ для этого проводятся по следующему сценарию:
Отключается АКБ, демонтируются ремни приводов генератора (возможно, стартера, компрессора кондиционера, если есть), иногда требуется снятие насоса ГУР.
Идет снятие нижнего картера, промежуточной опоры, верхнего картера ГРМ.
Далее сводятся метки в мертвой верхней точке (МВТ) поворотом коленвала. Предварительная установка меток ГРМ соответственно на шкиве распредвала и нижней крышке предусматривается по умолчанию. Выставленные метки обеспечивают позже правильную установку ремня ГРМ.
Фиксируется штифтом маховик, с помощью специальных приспособлений и манипуляций с роликами ослабляется и, наконец, снимается ремень.
Другими причинами снятия газораспределительного механизма становятся следующие неисправности:
Стук рычагов привода клапанов, вызванный ослаблением регулировочных болтов, износом или отклонением геометрии кулачков распредвала. Решаются проблемы регулировкой клапанов, заменой болтов, основной детали.
Падающая мощность двигателя, низкая компрессия цилиндров связаны с перегревом, после которого нужна замена седел клапанов или всего механизма.
Стук газораспределительного механизма связывается с износом шайб и кулачков распределительного вала, с уменьшением (увеличением) зазоров между ними, между опорной шейкой и подшипниками. В последнем случае меняется ГБЦ, в остальных – решается проблема заменой шайб или заменой распредвала.
Шум также могут вызвать: разбитое крепление звездочки привода, пружины и втулки клапанов. Для замены втулок клапанов, других дефектных деталей нужно полностью снять ГРМ, демонтировав прежде головку.