Задние колеса большинства моделей оборудованы барабанными тормозами. Они имеют определенные конструктивные недостатки, часто не могут обеспечить эффективного торможения и во многом проигрывают более современным дисковым системам. Тем не менее, даже барабанные механизмы достаточно надежны, и полная замена задних тормозов требуется крайне редко, чаще всего их можно отремонтировать или восстановить.
Распространенные поломки задних тормозов
Течи из колесных цилиндров, «зависание» поршней;
Износ, деформации, повреждения накладок и самих тормозных колодок;
Заполнение полости между тормозными колодками песком и землей;
Износ рабочих дисков и деталей суппортов (у дисковых тормозов).
Ремонт задних барабанных и дисковых тормозов
Чтобы отремонтировать задний тормоз, его нужно разобрать и проверить узлы и детали механизма:
Рабочий цилиндр является важнейшим элементом любого тормозного механизма. Важно, чтобы все рабочие поверхности, поршни и уплотнители узла были в хорошем состоянии. Если на зеркале колесного цилиндра есть дефекты, их можно устранить шлифовкой или притиркой (внутренний диаметр цилиндра не должен увеличиться). Если пружина уже потеряла упругость, ее надо поменять. Изношенные поршни и уплотнители также подлежат замене.
Тормозные колодки не подлежат восстановлению. Если на них есть деформации, следы износа или повреждения, надо произвести замену задних колодок. Если на накладках колодок есть грязь или следы старой смазки, надо почистить их поверхности металлической щеткой и промыть уайт-спиритом. Изношенные накладки надо поменять. У барабанных тормозов нужно проверить верхние и нижние стяжные пружины. Если они потеряли упругость или имеют деформации, их надо заменить.
В конструкцию барабанного механизма обоих задних колес входит барабан, который закрыт тормозным щитом. Тормозной барабан не должен иметь изменений геометрии (например, чрезмерной овальности). Также важно, чтобы на его рабочих поверхностях не было глубоких рисок или других следов износа. Чтобы восстановить тормозной барабан, его надо расточить, а потом прошлифовать абразивными мелкозернистыми брусками. Проверить, нет ли внутри барабана следов утечки масла или смазки и устранить неисправности. Если тормозной щит деформирован, его надо выправить или заменить.
Диск – основной конструктивный элемент дискового тормоза. Со временем на его рабочих поверхностях появляются кольцевые неровности, а вследствие перегрева механизма диск может деформироваться. Если степень износа диска достаточно высокая, он подлежит замене. Если его еще можно эксплуатировать, выполняется проточка тормозного диска. Некоторые сервисы выполняют проточку дисков без их демонтажа.
Другой элемент дискового тормозного узла, который тоже нередко выходит из строя, – это суппорт. Конструкция заднего суппорта намного сложнее, чем переднего, так как она включает часть механизма ручного тормоза и элемент безопасного торможения. Для ремонта заднего суппорта нужно полностью разобрать узел, поменять все изношенные детали, очистить и потом смазать рабочие поверхности.
После ремонта задних тормозов их нужно собрать и отрегулировать, прокачать систему и выполнить проверку отремонтированных тормозных узлов.