Сцепление машины состоит из двух узлов: основного механизма (крепится к маховику) и привода выключения (крепится к неподвижным элементам рамы). Чтобы снять с автомобиля и разобрать сцепление, сначала нужно отсоединить привод. Впоследствии оба эти узла разбираются отдельно.
Разборка механизма сцепления
Механизм сцепления собран из ведущего диска (маховика), а также нажимного (с кожухом) и ведомого дисков, заключенных в картер. Грамотная разборка сцепления автомобиля выполняется в следующем порядке:
Ведущий диск может быть отремонтирован лишь на заводе, поэтому он не разбирается. Если он неисправен, производится не ремонт диска сцепления, а его полная замена.
Чтобы снять диски с маховика, надо вывинтить болты, которыми крепится ведущая часть механизма (важно, чтобы кожух не деформировался). Потом аккуратно извлечь узел из картера сцепления.
Нажимной диск снимается в сборе с кожухом. Для его разборки и ремонта муфты сцепления отгибаются лепестки замочных пластин, откручиваются болты, пластины (замочные и опорные) снимаются с кожуха, вынимаются направляющие втулки пластин. Потом отворачиваются регулировочные гайки и все болты, снимается кожух, нажимные пружины и все теплоизолирующие шайбы. Затем расшплинтовываются и вынимаются пальцы, снимаются рычаги и опорные вилки (в сборе), из отверстий рычагов вынимаются игольчатые ролики.
Чтобы разобрать ведомый диск, надо отжать усики демпферной нажимной пружины, повернуть пружину на 45 градусов и демонтировать ее. Затем надо снять фрикционную и теплоизолирующую шайбы. Если предполагается заменить фрикционные накладки, нужно высверлить заклепки (важно не повредить пружинные пластины) и выбить их.
Разборка привода сцепления
Привод выключения состоит из педали, двух цилиндров, подшипника, вилки и трубопроводов высокого давления. Чтобы выполнить замену вилки сцепления или других элементов узла, его нужно разобрать, соблюдая приведенную ниже последовательность:
Слить из системы привода рабочую жидкость. Для этого нужно надеть гибкую резиновую трубку на клапан рабочего (исполнительного) цилиндра, отвернуть клапан выпуска воздуха и периодически нажимать на педаль сцепления.
Отсоединить от главного и исполнительного цилиндров все шланги и трубки. Отверстия в переходниках обоих цилиндров закрыть специальными заглушками.
Снять стопорное кольцо исполнительного цилиндра и вытащить деталь из отверстия в приливе картера в сборе с подшипником выключения. Вынуть из цилиндра толкатель вилки, разобрать рабочий цилиндр и, если нужно, выполнить замену подшипника сцепления.
Расшплинтовать и снять палец, который соединяет педаль сцепления и толкатель цилиндра. Аккуратно снять педаль в сборе с кронштейном. Выбить ось из специальных отверстий, находящихся в щеках кронштейна, вынуть педаль из проема кронштейна, снять со ступицы педали пружину, пластмассовые втулки и резиновую накладку.
Произвести снятие главного цилиндра сцепления, потом, если надо, разобрать его, вынув поршень, клапан, уплотнительные манжеты (наружную и внутреннюю) и возвратную пружину.