Коленчатый вал автомобиля – одна из главных деталей двигателя. Его основная функция трансформировать поступательное движения шатунов во вращательное. Силы, которые действуют на коленвал, весьма велики, поэтому важно, чтобы эта деталь всегда находилась в исправном состоянии. При первых признаках, указывающих на некорректную работу столь важного компонента двигателя авто, следует незамедлительно провести проверку коленвала.
Основные дефекты коленвала и причины их возникновения
Как правило, мастера, чьей специализацией является переборка двигателя, выделяют несколько основных дефектов коленчатого вала:
Сильный износ коренных, а также шатунных шеек коленвала и задиры на их поверхности, которые возникают по причине засоренного масляного фильтра, попадания масла в топливо, недостаточного давления в системе смазки наряду с недостаточным уровнем масла в картере, использования тех. жидкости плохого качества, сильного перегрева, ведущего к разжижению масла или работы агрегата на грязном масле.
Царапины и другие видимые повреждения на поверхности шатунных, а также коренных шеек вала, появляющиеся обычно в результате большого пробега мотора и попадания посторонних частиц в техническую жидкость (масло).
Прогиб коленвала.
Трещины коленчатого вала, которые могут появиться по причине разрушения шатуна и поршня в результате попадания в цилиндр каких-либо предметов или гидроудара.
Разрушение шпоночных пазов наряду с посадочными местами под втулки и штифты, возникающие по причине некорректной затяжки болтов, крепящих маховики и шкивы.
Наличие разрушения резьбы в крепёжных отверстиях, возникающего в результате неправильной затяжки крепежных болтов.
Основные этапы проверки коленчатого вала
Чтобы проверить коленвал на предмет наличия одного или нескольких дефектов, специалисты последовательно выполняют следующие операции:
Визуальный осмотр коленвала. Если на поверхности вала имеются трещины, ремонт коленвала не представляется возможным, поэтому следует заменить его на новый.
Замер шеек шатунных и коренных подшипников. Допускается их шлифовка до трех раз, далее необходимо устанавливать ремонтные вкладыши с увеличенной толщиной.
Проверка биения на коренной шейке средней опоры с применением индикатора. Для чего коленвал помещают между держателями токарного станка и зажимают. Хорошо, если показатель биения не выше 0,06 мм. Если же он выше, автовладельцу предстоит замена коленвала.
Измерение зазоров в подшипниках (шатунных и коренных). Если зазор даже слегка превышает 0,1 мм, на данные шейки необходимо будет установить новые вкладыши.
Проверить коленчатый вал можно самостоятельно, однако будет намного эффективнее обратиться к квалифицированному мастеру, который точно скажет, возможна ли расточка коленвала или уже имеет смысл заменить старый выл на новый.