Замена направляющих клапанов двигателя
В процессе эксплуатации двигателя неизбежно изнашивается поверхность направляющих втулок. В результате возрастает зазор между стержнем клапана и втулкой, что повышает расход масла.
Определить, нужна ли замена направляющих клапанов, можно после разборки ГБЦ. Сначала измеряются линейные размеры втулки и клапана, а затем рассчитывается величина зазора между ними. При превышения допустимых значений нужно менять клапаны или их направляющие (либо и то, и другое).
Порядок действий при замене направляющих клапанов
Если увеличенные зазоры не удается устранить
заменой клапанов, необходимо заменить направляющие. Теплопроводность материала втулок ниже, чем у головки блока цилиндров. Поэтому перед их выпрессовкой рекомендуется разогреть ГБЦ до температуры 100 градусов. Для этого можно использовать термошкаф.
Выпрессовка производится при помощи оправки определенного диаметра, которая устанавливается на втулку. Для разных двигателей используются оправки различного размера. Втулка удаляется посредством одного либо нескольких ударов молотка или легкой кувалды по направлению вдоль ее оси. Чтобы заменить направляющие клапанов, можно также использовать пневмомолоток – как для снятия втулок, так и для их запрессовки.
Перед установкой новой втулки рекомендуется охладить ее посредством жидкого азота. Можно также смазать ее поверхность маслом. Для установки направляющей используется другая оправка, монтажная. Обычно втулка либо имеет опорный буртик, либо ставится с разрезным опорным кольцом. Если же используется гладкая направляющая, для ее монтажа необходимо применять дистанционную втулку или оправку специальной формы.
В процессе установки направляющей ее форма несколько деформируется. Поэтому необходимо развернуть ее внутреннее отверстие до нужной величины посредством развертки. После этого производится притирка клапанов с возможным зенкованием седел, а затем –
сборка ГБЦ. После любых операций с разборкой головки обязательно нужно осуществлять
регулировку клапанов.