Ремонт ручного тормоза автомобилей
Ручник – важнейший элемент тормозной системы. Он удерживает машину на стоянках и уклонах, позволяет тронуться после остановки на подъеме, обеспечивает нормальное вхождение в управляемый занос при отказе педального узла. Ездить со сломанным ручником нельзя, и устранение его неполадок является немаловажным этапом ремонта тормозной системы.
Когда требуется ремонт ручника?
Если водитель редко использует стояночный тормоз, он может долго не знать, что надо отремонтировать ручник. Поэтому каждые 25-30 тыс. км рекомендуется проверять его работоспособность. Для этого надо максимально затянуть ручник, включить начальную скорость и медленно отпустить сцепление. Если ручник полностью исправен, мотор должен заглохнуть. Если же машина начинает двигаться, значит, нужно делать ремонт ручного тормоза.
Как можно отремонтировать ручной тормоз?
Ручник ломается достаточно часто, но поломки, как правило, несложные, и полная
замена ручного тормоза требуется редко. Чтобы отремонтировать механизм, его надо снять и разобрать:
- Опустить рычаг привода устройства (установить в крайнее нижнее положение).
- Освободить концы тросов, крепящиеся к рычагам привода тормозных колодок.
- Ослабить регулировочную гайку и контргайку, снять оттяжную пружину, полностью отвернуть и снять гайку и контргайку.
- Чтобы снять задний трос, надо извлечь его передние наконечники (закреплены в кронштейнах пола кузова) и оболочку (закреплена в кронштейнах балки заднего моста).
- Демонтировать рычаг привода (сначала в сборе) и передний трос.
- Извлечь шплинт, снять упорную шайбу, отсоединить от рычага привода ручника передний трос.
После этого надо проверить детали узла и, если они изношены или повреждены, произвести ремонт стояночного тормоза автомобиля:
- Проверить состояние троса и, если некоторые проволоки перетерты, оболочка повреждена, трос плохо перемещается в ней, а крепления наконечников ослаблены, его следует поменять. Чтобы выполнить замену троса ручного тормоза, очень важно приобрести фирменную деталь высокого качества.
- Проверить исправность пружины, которая возвращает рычаг ручника в нерабочее положение. Если пружина потеряла упругость или деформирована, ее нужно поменять.
- Проверить состояние зубьев сектора и защелок рукоятки. Если детали изношены, сломаны или повреждены, их надо поменять.
Наконец, можно установить механизм на штатное место:
- Перед установкой ручного тормоза нужно смазать наконечник переднего троса, ось рычага ручника и направляющую заднего троса специальной консистентной смазкой (можно использовать ЛСЦ-15 или Литол-24).
- Дальнейшая установка ручника выполняется по такому же принципу, как и снятие узла, только в обратном порядке.
После ремонта обязательно надо выполнить
регулировку ручного тормоза, для этого:
- Приподнять машину и полностью освободить ручник.
- Повернуть регулировочную гайку (когда проворачивается заднее колесо, колодки должны притормаживать барабан).
- Медленно поворачивая гайку, отвести немного колодки от барабана.
- Ручник должен затормаживать колеса, когда его рычаг перемещается на второй зуб храповика.