Ремонт седел клапанов двигателя
Клапанный механизм автомобиля работает в чрезвычайно жестких условиях: температура сгорания топливовоздушной смеси может достигать 2,3-2,5 тыс. градусов, а клапан при этом открывается и закрывается приблизительно 50 раз каждую секунду. Несмотря на то, что клапаны изготавливаются из высокопрочных легированных металлов, избежать их износа все равно невозможно, так что ремонт клапанов рано или поздно понадобится.
Причины появления дефектов клапанного механизма автомобиля
- естественный физический износ
- ненадлежащее качество топлива
- некачественные свечи зажигания
- ошибки при регулировке зажигания
- дефекты привода клапанного механизма
Характерные неисправности клапанов автомобиля
- обгорание привалочной поверхности самого клапана и седла, сопровождающееся образованием раковин
- коробление, в худшем случае, трещины седла и тарелки клапана
- механическое повреждение седла неисправным клапаном
В случае если неисправность незначительна, можно обойтись так называемой «притиркой», то есть обработкой поверхности детали специальной абразивной пастой. Если же ремонт седел клапанов или направляющих втулок требуется из-за нарушения их геометрии, притирки будет недостаточно.
Почему важна геометрия седла клапана
Сопряжение между седлом и клапаном должно обеспечивать герметичность, для этого предусмотрена рабочая фаска. Чем меньше ее ширина – тем легче обеспечить герметичность. С другой стороны, эта же фаска отводит большую часть тепла от клапана, то есть для большей эффективности ей нужна большая ширина. Для того чтобы фаска одинаково хорошо выполняла обе эти функции, инженеры автомобильных компаний путем сложнейших расчетов определяют ее оптимальные размеры и геометрическую форму.
Дополнительные фаски предназначены для отвода газовых потоков, и их форма рассчитывается таким образом, чтобы минимизировать завихрения рабочих и отработавших газов.
Нетрудно догадаться, что отремонтировать седла клапанов и обеспечить при этом сохранность их геометрии можно только на высокоточном профессиональном оборудовании, а пытаться произвести подобные операции самостоятельно или при помощи автослесарей-кустарей, по меньшей мере, рискованно. В этой ситуации велика вероятность ошибок, что в лучшем случае грозит
заменой клапанов. При соблюдении технологии ремонта седел клапанов и последующей
сборки двигателя, его ресурс составит не менее 85-90% от ресурса нового мотора.