Настройка клапанов двигателя
При эксплуатации двигателя происходит естественный износ его деталей, включая выпускные и впускные клапаны. Вследствие этого изменяется величина зазоров в газораспределительном механизме. Наиболее явным признаком необходимости настройки клапанов служит появление характерного стука при запуске двигателя. При эксплуатации отечественных автомобилей обычно рекомендуется осуществлять проверку клапанов с последующей возможной регулировкой после каждых 20-30 тысяч км пробега.
Неправильная настройка клапанов приводит к снижению эффективности двигателя и уменьшению ресурса деталей. При увеличении зазоров снижается мощность мотора, появляется стук при запуске двигателя. Если превышение зазоров относительно невелико, то в процессе работы стук может пропадать за счет прогрева. Однако и в этом случае следует производить регулировку клапанов. Уменьшение величины зазоров способствует подгоранию самих клапанов и их седел.
Порядок действий при настройке клапанов
Чтобы эффективно настроить клапаны, нужно предварительно снять все мешающие этой операции детали. Для разных автомобилей порядок работы, как и цена настройки клапанов, может весьма существенно отличаться. Обычно нужно как минимум произвести
снятие свечей, воздушного фильтра и, разумеется, крышки головки блока цилиндров. Выполнять регулировку следует на холодном двигателе.
Сама процедура настройки включает в себя последовательное измерение зазора для каждого клапана с последующим выставлением необходимого значения этой величины. Для большинства легковых автомобилей зазор должен быть в диапазоне 0.15-0.30 мм (например, для старых вазовских моделей – 0.14-0.17 мм). Эти значения могут отличаться как для впускных и выпускных клапанов, так и для разных цилиндров одного двигателя. В автомобилях Волга и УАЗ выставляются зазоры 0.30-0.40 мм. Для каждой модели порядок регулировки клапанов и величину рекомендуемых зазоров следует смотреть в техническом описании.
После того, как все зазоры отрегулированы, в обратном порядке осуществляется установка всех снятых деталей и компонентов: воздушного фильтра, свечей, крышки ГБЦ и пр. При необходимости выполняется
замена прокладки крышки клапанов.
Как и когда лучше настраивать клапаны
Производить настройку клапанов следует при появлении явных признаков неисправности (стук) либо после определенного пробега. Также обязательно эта операция осуществляется, если выполнялись работы, связанные с ремонтом ГБЦ или
снятием распредвала. Отметим, что иногда можно сэкономить на стоимости настройки клапанов, если производить данную процедуру вместе с другими работами по обслуживанию двигателя.
Целесообразно регулировать зазоры непосредственно перед сменой масла. Тогда пыль и грязь, оседающая при выполнении работ, будет удалена вместе со старым маслом и фильтром. При возникновении вопроса, где настроить клапаны и сколько это стоит, подобные нюансы тоже стоить принимать во внимание.