Проверка клапанов двигателя
Давно уже не требует доказательств утверждение, что от слаженной работы всех деталей газораспределительного механизма зависит экономичность, комфортность и главное ¬ надежность эксплуатации автомобиля. Ключевая роль в работе ГРМ заслуженно отводится клапанам, основное назначение которых своевременно обеспечить наполнение подготовленного цилиндра свежей порцией воздуха для дизеля или топливной смесью для бензинового мотора, и как можно более качественно очистить очередной цилиндр от отработанных газов. Для лучшей наполняемости тарелки впускных клапанов зачастую делают больше, чем выпускных. С этой же целью в современных моторах каждый цилиндр снабжен двумя выпускными и двумя впускными запорными устройствами.
Случаи, когда требуется проверка состояния клапанов
Основными признаками того, что требуется проверка клапанов, являются:
- ощутимое снижение компрессии в одном из цилиндров. Одновременно могут быть слышны характерные хлопки во всасывающем или выхлопном коллекторе,
- после пуска мотора дымный выхлоп, который уменьшается или исчезает после прогрева,
- значительное увеличение металлических стуков в районе клапанного механизма.
Обычно шумность работы механизма можно снизить регулировкой зазоров. А для того, чтобы проверить клапаны, нужно демонтировать и разобрать ГБЦ.
Последовательность проверки
Перед разборкой ГБЦ необходимо пометить каждый из клапанов, что сохранит порядок их расположения. Далее необходимо очистить каждый из них от нагара и проверить на наличие следов прогорания, износа или значительной деформации тарелки. Если находим хоть один из таких дефектов – деталь нужно заменить. Вместе с этим внимательно осматриваем головку блока и определяем, нужна ли
замена седел клапанов.
Вторым этапом проверки можно назвать замер толщины тарелки. Она зависит от модели двигателя, но обычно при толщине в 1 мм и менее деталь выбраковывается, подлежит замене. Далее осматриваем состояние поверхности фаски. Она не должна содержать следов износа, точечной коррозии, а тем более подгорания. При незначительных повреждениях положение исправляется шлифовкой на специальном оборудовании, во всех других случаях деталь выбраковывается.
На следующем этапе клапаны проверяют на соответствие их длины и диаметра стержня заданным параметрам. Если полученные замеры меньше предельно допустимых значений, деталь не может больше эксплуатироваться. Когда же диаметр стержня в пределах нормы, но имеет место ощутимый зазор между втулкой и стержнем, положение зачастую спасает
замена направляющих клапанов.
После замены выбракованных деталей следует сборка и
установка ГБЦ. В завершение не забудьте отрегулировать зазоры и
заменить прокладку крышки клапанов.