Обслуживание рулевого управления автомобилей

Обслуживание рулевого управления заключается прежде всего в регулярном осмотре деталей механизма на предмет оценки механического состояния, деформаций. Рекомендуется проведение в условиях автосервиса диагностики рулевого управления как системы, от которой зависит активная безопасность, примерно раз в год или через 10000-15000 километров пробега.

Что включает в себя обслуживание рулевого управления автомобиля

Прежде всего проводится проверка давления в шинах и эксплуатационная пригодность колёс автомобиля в целом, поскольку нормальная работа рулевого управления с неисправными колёсами, состояние которых сомнительно, просто невозможна.

Весьма тщательно обследуется целостность пылегрязезащитных чехлов, проверяется плотность их сопряжений с защищаемыми узлами. Обнаружение следов смазки на поверхностях деталей свидетельствует о возможном повреждении чехла и попадании агрессивных веществ внутрь шарнира или рулевой рейки. В таком случае проверяется степень выработки трущихся поверхностей деталей и в случае удовлетворительного состояния узел тщательно очищается, закладывается новая смазка и выполняется замена пыльника рулевой рейки или шарового шарнира. При недопустимой степени износа деталь снимается для проведения ремонта или замены.

Также при обслуживании рулевого управления автомобиля для обнаружения и устранения неисправностей обязательно проверяются:
  • Наличие и величина зазоров в механизме рулевого управления (ПДД допускается эксплуатация с суммарным значением люфта до 10 градусов, но рекомендуется добиваться возможного минимального значения);
  • Состояние болтов и гаек креплений деталей рулевого управления, целостность фиксирующих элементов (шплинтов, стопорных пластин);
  • Отсутствие помех и заеданий при повороте рулевого колеса;
  • Симметричность расположения руля относительно горизонта при прямостоящих управляемых колёсах, в случае несоответствия выполняется регулировка руля;
  • Правильность установки углов колёс для данной модели.

Дополнительное обслуживание на автомобилях, оборудованных ГУР

На автомобилях, оборудованных гидроусилителем, периодически проверяется внешний вид и натяжение ремня привода насоса. Характерный признак недостаточного натяжения — возникновение обратного толчка, передаваемого на руль, наиболее ощутимого в момент начала движения при выведенных в крайнее положение колёсах. Обязательной проверке подлежит уровень и качество жидкости в бачке усилителя, доливать следует лишь жидкость, указанную в руководстве по обслуживанию данной модели. Проверяется целостность соединений и жидкостных магистралей для обнаружения и устранения возможных подтеканий. В целом же рекомендуется общая диагностика рулевого управления на специальном стенде для определения общей картины состояния системы управления.